​Первое знакомство с FrSKY Horus X12S

25 апреля 2022

Впервые об этой аппаратуре мир услышал еще в 2016 году, но это не мешает ей и сегодня опережать время. Все дело в сочетании уникальных возможностей, которые редко встречаются в аппаратуре той же ценовой категории и даже более дорогих моделях. Кто-то говорит, что все это избыточно и рядовому пилоту это просто не нужно, но есть и другая точка зрения говорящая о том, что эта аппа имеет большой “запас прочности”, стирая ограничения и позволяя реализовать практически любые идеи не только с сегодняшними моделями, но и в будущем.

Знакомство с FrSKY Horus X12S хочется начать не с самой аппаратуры, а с аттрибута, свойственного большинству премиальных продуктов, ー алюминиевого кейса для хранения и транспортировки аппаратуры и аксессуаров, которых тут, кстати, немного: шейный ремень с противоскользящим покрытием, зарядное устройство, набор ключей для самого кейса, краткое руководство для быстрого старта и набор наклеек для фанатов FrSky. Такой кейс внушает доверие и помогает обрести ощущение защищенности, что для владельца столь дорогой аппаратуры, должно быть важно.

В дизайне "двенадцатого" Horus разработчики ушли от классической закругленной формы и простого пластика, выбрав более сложный дизайн с многофактурным алюминиевым покрытием, строгой формой ручек слайдеров, триммеров и “крутилок”, толстыми резиновыми вставками в основании для удобного захвата и другими конструктивными элементам.

На фоне аппаратуры Taranis, “двенадцатый” Хорус выглядит “взрослее”. Она не только массивнее, но и немного тяжелее младших моделей, что, кстати, положительно сказалось на удобстве использования. На ремешке она висит практически неподвижно и при этом не создает дополнительной нагрузки на кисти рук, позволяя полностью сконцентрироваться на управлении. Хотя, в этом вопросе многое зависит от того, к чему привык пилот.

Одним из наиболее заметных изменений в конструкции аппаратуры является полноцветный дисплей с разрешением 480x272 пикселя. Сразу отвечу на вопрос новичков ー картинку с FPV камеры на экран вывести не получится. FPV требует отдельного монитора или очков. Экран аппы используется исключительно для настройки, контроля полетных режимов и характеристик. И в этом смысле, большой экран с удобной системой навигации, показался мне более удобным и понятным, чем монохромный экран и панель управления в том же Таранисе. Но это всего лишь моя субъективная оценка. Понятно, что для человека, давно летающего с Таранисом, его экран и система навигации кажутся не менее удобными и понятными.

Что же касается объективной оценки экрана, и в частности его использования на улице, то тут можно однозначно сказать, что его яркость столь высока, что информация на экране хорошо видна даже на ярком солнце. Исключением является темная тема, из-за которой экран превращается в “зеркало”.

Помимо большого экрана, Horus X12S может похвастаться расширенной конфигурацией органов управления, где прежде всего хочется обратить внимание на CNC стики на 6-ти подшипниках и датчиках холла. Насколько я понимаю тут установлены стики M12, отличающиеся высокой точностью позиционирования и впечатляющими тактильными ощущениями, возможностью регулировки степени натяжения, включением или отключением подпружинивания и “трещетки”. Каждый стик оборудован съемной ручкой с регулируемой высотой. При желании можно установить другие ручки с внутренним диаметром 4 мм.

ядом со стиками расположены два вертикальных слайдера с фиксацией по центру. Слайдеры очень качественные, позволяют плавно менять состояние и имеют довольно широкий рабочий диапазон. Здесь же имеются три пары триммеров. Две пары черного цвета позволяют настроить смещение для стиков. Пара серого цвета отвечает за смещение вертикальных слайдеров.

Под экраном расположены три крутилки. Левая, самая обычная, без фиксации по центру, но с плавным поворотом. По центру расположен 6-ти позиционный переключатель, позволяющий, например, удобно и быстро выбирать режим полета, и, наконец, “крутилка” справа обеспечивает плавное изменение состояния с фиксацией по центру.

Во фронтальной части традиционно располагаются тумблеры. Шесть трехпозиционных, один двухпозиционных и один двухпозиционный с возвратным механизмом. Чуть ниже имеются два фронтальных слайдера с фиксацией по центру. Они имеют меньший диапазон, чем вертикальные слайдеры, но при этом очень удобны, например, для управления подвесом.

Для управления подвесом разработчики “двенадцатого” Хоруса реализовали отдельный миниатюрный джойстик, интегрировав его в левую панель управления экранным меню. Пока сложно говорить о том удобно это или нет, но то, что в аппе есть, как минимум, три варианта управления подвесом и зумом камеры, однозначно, большой плюс.


Панель управления экранным меню также несколько изменилась по сравнению с Таранисом и “десятым” хорусом. Разработчики сохранили колесо, хорошо зарекомендовавшее себя в предыдущих моделях, но вынесли отдельно кнопки быстрого доступа к системному меню, меню модели и телеметрии. Благодаря этому настройка аппы стала еще более простой, позволяя быстрее перейти в нужное меню.

Отдельно стоит обратить внимание на конструкцию кнопки включения с откидывающейся крышкой, выполняющей две функции. Прежде всего, она физически блокирует кнопку от случайного выключения аппы. Замечу, что и без такой блокировки выключить аппу не так просто, ー как минимум придется в течение нескольких секунд удерживать кнопку, ー но для большего спокойствия физическая блокировка не помешает. Кроме функции блокировки, крышка является хорошо сбалансированным креплением для шейного ремешка.

Заглянем под основание аппы. Тут имеется отсек для установки внешних модулей, а также два тренерских порта, слот для карт MicroSD и порт MiniUSB.

Питание аппаратуры осуществляется от встроенного NiMH аккумулятора, напряжением 9.6В и емкостью 2100 мАч. Для полной зарядки требуется полтора-два часа. Как показывает опыт, в обычных условиях одной зарядки хватает на 7 часов непрерывной работы.

Поговорим о возможностях Horus X12S, среди которых стоит обратить внимание на встроенный GPS приемник, 3-х осевой гироскоп и 3-х осевой акселерометр, систему беспроводного тренера, встроенный модуль на 16 каналов с возможностью расширения до 32 каналов, полное логирование всех полетных параметров и состояний, технологию фиксации уникальных приемников (до 64 штук), мониторинг проблем с антенной и сигналом, голосовые оповещения, виброотклик и т.д.

Встроенный радиомодуль IXJT с уменьшенной задержкой и повышенной стабильностью сигнала поддерживает три антенны. Две внутренние V- образные антенны отлично подходят для полетов “вокруг себя”. Подключение третьей, внешней антенны (например, всенаправленный “клевер”) позволяет сформировать полную круговую диаграмму, расширив тем самым угол и дальность встроенного радио.

Встроенный радиомодуль совместим с приемниками FrSky серии X, D, L и V8. Помимо этого можно использовать любой внешний радиомодуль, реализовав поддержку нужного приемника или протокола.

Horus X12S может работать под управлением FrOS или OpenTX, предустановленная в моем случае. О возможностях этой системы можно говорить бесконечно долго. Это очень мощная, до мелочей продуманная система, позволяющая тонко настроить аппаратуру под задачи каждого из нас. Я не стану подробно рассказывать о том, как тут все настраивается и за что отвечает. На эту тему можно найти множество руководств от людей имеющих куда более глубокие знания, чем я. Скажу лишь, что благодаря большому полноцветному экрану и удобной панели управления, разобраться с настройками аппаратуры можно довольно быстро. Если же вам хочется иметь систему построенную по принципу “включил и через 5 минут полетел”, то советую попробовать FrOS, которая также обладает неплохой гибкостью, но для новичков она более проста в освоении.

Заканчивая первое знакомство с Horus X12S от FrSky , стоит сказать пару слов о том, на кого рассчитана эта аппаратура. С одной стороны, ее дороговизна и развитый функционал, говорят о том, что она ориентирована на профессионального пилота, которому уже недостаточно того же Тараниса и кому нужно сделать следующий шаг в развитии своих навыков и возможностей пилотирования. Но с другой стороны, высокое качество Horus X12S, ее продуманная эргономика и развитый функционал, обеспечивающий хороший потенциал на будущее, делают ее отличным выбором и в качестве первой аппаратуры. Да, она достаточно дорогая, что, возможно ломает стереотип о том, что двигаться нужно от простого к сложному, но если вы решили всерьез увлечься RC пилотированием, то почему бы сразу не начать с такой аппаратуры, в которой используются лучшая механика, расширенный набор органов управления, удобная и гибкая операционная система, и такой набор возможностей который даже сегодня может показаться избыточным, но которого точно хватит не на одно поколение моделей?


Данная статья является собственностью Amperkot.ru. При перепечатке данного материала активная ссылка на первоисточник, не закрытая для индексации поисковыми системами, обязательна.


Поделиться: